На главную Обратная связь

Биография

Главная » О художнике » Биография художника

Живопись Филиппа Москвитина 

В. Брюсова, профессор, доктор искусствоведения.
Филипп Александрович Москвитин родился в 1974 году в Иркутске в семье художника. Юношей поступил в Московскую среднюю художественную школу имени В.И. Сурикова (МСХШ). Образование продолжил в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (РАЖВиЗ), которую окончил в 1998 году. Дипломная работа Москвитина - "Портрет митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна", обратил на себя внимание зрелостью мастерства и глубокой выразительностью образа. Академия давала студентам не только художественное образование, но и подлинно патриотическое воспитание. В 2001 году окончил аспирантуру по кафедре исторической живописи. К защите была представлена картина "Перенесение мощей святителя Тихона" (руководитель - академик Илья Сергеевич Глазунов).
В настоящее время Филипп Москвитин является членом Московского союза художников (МСХ). Произведения живописца постоянно экспонируются на выставках.
Ранние работы Москвитина относятся ко времени обучения в Суриковской школе (1988 по 1992). В семнадцать лет им написан "Женский портрет с полотенцем", "Автопортрет", серия пейзажей: "У истока Ангары", "Закат на Ангаре". "Заброшенная церковь в селе Урик". Работы отмечены своеобразным почерком, художник владеет рисунком, умеет писать по памяти. В них чувствуется внимательное отношение к натуре, умение передать характер образа, любовь к пленеру.
На хорошем уровне выполнены иллюстрации к "Портрету" Н. В. Гоголя- их отличает непосредственность, свобода воображения, способность уловить самое существенное в произведениях классика. Они выглядят профессионально.. 
В годы учебы в Суриковской школе и в Российской Академии художник большое внимание уделяет копированию старых мастеров. В Эрмитаже он копирует Веласкеса, который был любимым художником Эдуарда Мане и Валентина Серова. Прикоснуться к его достижениям, понять его живописную манеру было очень важно для молодого художника. Как заметил автор монографии о Веласкесе Ортега, художник "отличался от живописцев своего времени тем, что отказывался услаждать зрительное восприятие "идеальными предметами", его живопись прекрасна сама по себе".
В Русском музее Москвитин копирует этюд головы "Сомневающегося" (апостол Фома) к картине А. Иванова "Явление Христа народу". Иванов отходит от академической традиции писать картину полностью в мастерской, его непременным условием было работа с натуры в многочисленных этюдах. Он предвосхитил пленерные находки импрессионистов, что интересовало и Москвитина. Портрет привлек его своим необычным колоритом, мягкостью светотени.
Удачна копия картины И. Репина "Торс натурщика", выполненный Москвитиным в стенах Академии, в Москве,. Здесь живописец копирует Эль Греко "Портрет идальго" к картине "Погребение графа Оргаса", некоторые вещи малых голландцев, полотна Левицкого, Брюллова и других мастеров. Художник осваивает технику древнерусской живописи, копируя иконы XII - XVI веков,- Богоматерь Владимирскую, Ярославскую, Знамение. С иконы святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, художник делает несколько списков.
Творческий облик художника определяется не только приобретенным им высоким профессиональным мастерством, но и его православным мироощущением Сюжеты ряда созданных Москвитиным картин взяты из истории Русской Церкви. Они оживают в массовых сценах: "Прощание святителя Тихона с Америкой", "Александр Невский и Сартак в Орде", "Перенесение мощей Александра Невского Петром I", "Арест патриарха Тихона", "Явление святых Бориса и Глеба перед битвой", и другие.
Святым местам России посвящена большая часть его пейзажей, обычно с храмом или колокольней Они написаны с любовью, в несколько импрессионистической манере, пронизаны светом и воздухом.
Особое внимание художник уделяет портрету, в его обширной галерее - патриарх Всея Руси Алексий II, духовные деятели: епископ Доримедонт, архимандрит Спиридон, архимандрит Тихон, игумен Феодорит. Здесь и портреты близких ему по духу лиц, написанные не по заказу, но по желанию художника, от них исходит сияние душевной мягкости и чистоты.
Заслуженный геолог РСФСР В.А. Шубин изображен на фоне заснеженных гор. Его грудь увешана орденами и медалями, - знаками перенесенных трудов и почетных заслуг, в его скромном обличии - мысль, привычная сосредоточенность. 
Полон изящества и грации портрет, названный "Балерина".
Уже в годы учебы Москвитин понял, что ему близка церковная живопись. 
Для Москвитина был естественным переход к иконе. Изучив технику иконописи вначале путем копирования, художник выработал свою манеру. не утратившую, однако, связи с древнерусской иконописью. В иконописи Москвитин пользуется той широкой и обобщенной манерой письма, которая характерна для монументальной живописи. Иконам Москвитина свойcтвенна контрастность цветовых пятен, холодные тона фона,сдержанное изящество рисунка. В ликах святых чувствуются доброта, благородство и как бы отблеск иного бытия.
В 1995 году он пишет "Распятие" для церкви Преподобного Серафима Саровского в Петергофе. В качестве образца послужило известное произведение Веласкеса, но при этом художник допускает отклонения в деталях, более свойственных русской иконографии.В эти же годы Москвитин обращается к образу св. праведного Иоанна Кронштадского, пишет несколько его портретов; создает картины на евангельские и исторические сюжеты: "Поклонение волхвов", "Исцеление слепого", "Арест патриарха Тихона".
Сложное психологически произведение "Присяга преображенцев Императрице Елизавете Петровне" (малый вариант"). Действие последней картины происходит в Санкт-Петрбурге 25 ноября 1741 года, на том месте, где сейчас возвышается Спасо-Преображенский Собор, построенный в память этого события.
Вот как это было. В 11 часов вечера гвардейцы, - Грюнштейн с товарищами явились к Елизавете с докладом, что они готовы действовать. Цесаревна вместе с Лестоком, Воронцовым и Шуваловыми понеслись по пустынным улицам к казармам преображенцев. Там тринадцать гренадер, участников заговора, побежали по казармам. В несколько минут собралось несколько сот человек, большинство из из них были уже осведомлены о предстоящем.
Елизавета спросила:
- Узнаете ли вы меня? Знаете ли, чья я дочь?
- Знаем, матушка.
- Меня хотят заточить в монастырь. Готовы ли вы пойти за мною меня защитить?
- Готовы, матушка: всех их перебьем.
- Не говорите про убийство, а то я уйду.
Потом, подняв крест, Елизавета сказала:
- Клянусь в том, что умру за вас. Целуйте и мне крест на этом, но не проливайте напрасно крови.
В центре картины - крест. Целование креста - осуществление присяги на верность Отечеству. Эта страница истории явилась важным поворотом России на ее историческом пути. Императрица Елизаавета Петровна ознаменовала свое царствование свержением немецкого режима и покровительством всему национальному.
Тема, выбранная художником, актуальна для того времени Очевидно стремление автора напомнить нам родную историю, поставить в пример подвиги предков.. В русской живописи, кажется, никто не разрабатывал этот сюжет. Царевна изображена в центре картины в горностаевой мантии, накинутой на парчовое платье. Источник света - пылающий факел в руках графа Михаила Воронцова. Мерцают отблески пламени на лицах и касках преображенцев. На дальнем плане - спешащие с факелами приближенные царевны. Фигуры Шувалова и Лестока на переднем плане полны экспрессии, их лица высвечены из темноты светлыми бликами, движения резки и решительны. Взгляды преображенцев с энергией устремлены на будущую императрицу, они готовы жертвовать жизнью за дочь Петра Великого.
Полна драматизма картина "Арест патриарха Тихона", - святителя, которого под конвоем увозят из монастыря. Патриарх в центре картины, его взгляд скорбен и мужествен. Справа - верующие, ожидающие появления своего архипастыря. Это люди разных сословий и званий. Здесь монахи и интеллигенты, старухи, юная девочка, нищий. Возможно, среди них есть прославленные ныне исповедники или мученики Российские. Они стоят вдоль крестного пути святителя, склонив головы под его благословение, с евангельскими словами: "Не бойся малое стадо, ибо Отец благоволил дать Вам Царство". В левой части картины - группа красноармейцев во главе с комиссаром, важно вышагивающим в щегольских сапогах. Это новые хозяева жизни, взявшиеся "до основания разрушить старый мир". Драматизм события приобретает евангельское звучание: Автор написал несколько вариантов картины. Они находятся в монастырях и частных собраниях Москвы. Один из этюдов - монахиня Аркадия - неизменно привлекает внимание зрителей на выставках. 
Позднее написаны эскизы к картине, где патриарх Тихон со стен Донского монастыря благословляет народ. Эта тема находит продолжение в рисунках "Избрание Патриарха в 1917 году", в эскизах к картинам "Арест Патриарха Тихона", "Прощание святителя Тихона с Америкой" и "Перенесение мощей святителя Тихона".
Филипп Москвитин не раз обращается к образу царя Николая II. Впервые художник пишет Государя в 1991 году. Им были созданы два портрета, один из которых находится в частной коллекции, другой - в Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. Художник переводит в живопись фотографию Государя Николая Александровича, смотрящего из окна вагона - в день отречения. Автор пристально вглядывается в образы Царя и Патриарха, читает исторические свидетельства о гибели Царской семьи, пишет портрет Государыни Александры Феодоровны (находится в частной коллекции), Феодоровский дворец в Царском Селе. Царская тема получает итоговое осмысление в иконах "Царь и Патриарх" и "Царственные мученики", выполненных в масляной технике к прославлению Царской семьи. 
На иконе "Царь и Патриарх" изображены причисленные к лику святых и возглавляющие сонм Новомучеников и Исповедников Российских: Царь-Страстотерпец Николай II и Святитель Тихон, патриарх Всероссийский. Иконография симметрична. Слева - фигура Царя в военной шинели, держащего крест в правой руке. Справа - Патриарх в черной рясе и белом куколе; в левой руке -жезл, правой он дает благословение. Фигуры строги и аскетичны, представлены на фоне Успенского собора Кремля, сердца России. где получали помазание на царство русские Государи, поставлялись Патриархи, здесь находятся троны Царя и Патриарха. Сама Царица Небесная, Успению Которой посвящен собор, изображена восседающей на троне в облаках, в короне, со скипетром и державой, на Ее коленях - Богомладенец. Державная икона Божией Матери явилась в момент отречения Государя от престола, предстательством Богородицы было явлено чудо восстановления патриаршества в России после двухсотлетнего перерыва.
Справа и слева от Державной изображены ангелы, несущие терновый венец и крест - символы страстей Христовых. Общий фон иконы синий, символизирующий чистоту. Композиция иконы выражает единение Церкви и светской власти.
Летом 1997 года художник побывал в Приднестровье, в Кицканском монастыре, основанном учениками и последователями преподобного Паисия Величковского, известного переводом "Добротолюбия" и многих других аскетических писаний отцов Церкви. Эти книги способствовали возрождению старчества в России. В Кицканском мужском монастыре Москвитин пишет портреты насельников обители, ближе знакомится с людьми монашеского круга. Из рисунков и этюдов, выполненных с натуры, наиболее значимы портреты игумена Феодорита и архимандрита Доримедонта (в ту пору наместника Кицканского монастыря, ныне епископа Единецкого и Бричанского).
Игумен Феодорит.- в ограде Кицканского монастыря, при ярком солнечном освещении, напоминает итальянские портреты эпохи Возрождения. Вокруг него цветущий сад, лик его с тонкими чертами окаймлен каштановой бородой, взгляд углублен, в руках четки. За монастырской стеной виден приднестровский пейзаж. Чистое небо, прозрачная атмосфера, уединенность - все это способствует молитве. Но лицо игумена не вполне спокойно, на нем тень тревоги за судьбу Приднестровья и родной обители.
В том же году, летом, Москвитин совершил поездку на Ладогу в Коневецкий монастырь, один из древнейших на Руси. Здесь на острове подвизался святой - преподобный Арсений Коневецкий. Суровая красота Ладожского озера вдохновила художника на создание нескольких пейзажей.
Осенью написан "Вид на Троицкий Собор Александро-Невской Лавры с Никольского кладбища". На этом кладбище похоронен митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Возможно, тогда же художник замыслил написать портрет владыки.
Величественная фигура выдающегося духовного деятеля русской Православной Церкви занимает крупный холст. Взор владыки строг и внимателен, лик его светится добротой. Портрет митрополита Иоанна обратил на себя внимание зрелостью мастерства и глубокой выразительностью образа. На первый взгляд он напоминает парадные портреты XVIII века. Владыка изображен в полный рост с жезлом в руке. Он стоит на амвоне Свято-Троицкого Собора Александро-Невской Лавры. За ним - открытые Царские Врата, над ним - золотые лучи, символизирующие схождение благодати Святого Духа. Свято-Троицкий Собор - первый памятник эпохи классицизма, воздвигнутый архитектором А. Старовым в царствование Императрицы Екатерины II.
Владыка облачен в: саккос, украшенным византийским орнаментом, опускающимся мягкими складками. Цвета одеяния корпусно нагружены, тени прозрачны и глубоки; тонкие лессировки передают свечение золотых одежд в прохладной глубине храма. Все это создает ощущение "неотмирности" образа архипастыря. В портрете чувствуется внутреннее движение - при том, что фигура статична. Сочетание предстояния и движения, простоты и величия, кротости и строгости, - заставляет всматриваться в светлый крестьянский лик владыки, излучающий мудрость и духовную силу. Митрополит нес свое нелегкое исповедническое служение в наши дни и заслужил общенародное почитание. 
По окончании Академии Москвитин пишет картины, посвященные жизни и подвигам св. благоверного князя Александра Невского. По заказу наместника Александро-Невской Лавры написана картина "Александр Невский и Сартак в Орде". Известно, что св. благоверный князь Александр Невский побратался с сыном хана Сартаком во время поездки в Кара-Корум, столицу Орды. На полотне мы видим их, скачущих по степи. Св. князь Александр строил храмы в Орде, воцерковлял ордынцев, желая им спасения души, а для Руси - мирного соседа. Сын хана Сартак принял христианство, и, многие могли бы последовать его примеру, но, в результате заговора, он был убит людьми своего дяди. Диалог великого князя и Сартака можно понимать как необходимость сближения двух народов.На этот сюжет Москвитин выполнил несколько работ. Они отличаются не только размерами, но композицией и колоритом.
К этому периоду творчества относится картина "Перенесение мощей св. князя Александра Невского в Санкт-Петербург Петром I". Это один из моментов Петербургской истории, когда закладывался духовный фундамент города.
Следующей крупной работой живописца стала икона-портрет "Святые Царственные мученики", выполненная по заказу генерал-майора А.И. Котелкина в 1999 году. Художник обращается к стилю и приемам древнерусской живописи. Царская семья предстает в пурпурных с золотом одеждах, отражающих их царственное достоинство и мученический подвиг, у всех в руках - кресты. Исполнены достоинства и величия образы царя Николая II-го и царицы Александры Феодоровны. Прекрасны лики безвинных страдальцев, добровольно избравших мученическую кончину. У царицы Александры в руке свиток со словами: "Больши сея любве никто же имать, да кто душу свою положитъ за други своя".
На первом плане - Цесаревич Алексей, его светлый юношеский лик являет собою олицетворение жертвенности во имя великой Родины. Образ его, однако, не заслоняет главные фигуры иконы - Императора и Императрицу - облеченных царскими атрибутами власти. 
Четыре сестры-царевны, замыкающие иконописный ряд, представлены не безликими мученицами, каждый образ глубоко индивидуален и имеет несомненное портретное сходство.. Обаяние юных праведниц заставляет содрогаться при мысли о их трагической судьбе Над царской семьей общий свод, который можно воспринимать как свод небесный и как свод царских палат. Лики на иконе светлые, чистые и узнаваемые. Одежды - красно-багровые, подчеркивающие кровавое искупление Царем и Его семьей отступление русского народа от Бога и самодержавия. Красота и величие образов невольно приводит нас к мысли о том, какая страшная участь постигла царскую семью в дни кровавых событий лета 1918 года. Подвиг царской семьи оставил в памяти русского народа неизгладимый след. Икона олицетворяет красоту и величие русского самодержавия и Православия, она становится ценным вкладом в сокровищницу нашего национального искусства.
Осенью 1999 года Москвитин был приглашен геологами в Якутию, где познакомился со многими интересными людьми-северянами, посетил горно-обогатительную фабрику, карьер кимберлитовой трубки "Мир", Якутский государственный университет, художественную школу. На тридцатиградусном морозе им написаны два натурных пейзажа, в Университете - этюд-портрет студентки Туйары Николаевой.
Вернувшись в Москву, художник пишет большое полотно "Трубка "Мир". Перед нами огромная спиралевидная дорога вглубь земли. А на самом дне, образованной кольцами дороги воронки, маленькие едва различимые точки. Это огромные экскаваторы, которые загружают породу в грузовики, а те, уже наполненные, выбираются кругами на поверхность земли. Вдали, на горизонте виднеется город Мирный, а между Трубкой "Мира" и Мирным - огромное заснеженное пространство. Картина вызывает ассоциацию с бесконечностью Вселенной. Так и стоит перед глазами бездонное пространство, которое как бы втягивает в себя, заставляет приблизиться. Удивительная земля! Она не дает людям обычных для средней полосы России урожаев овощей, фруктов, но рождает в вечной мерзлоте драгоценные алмазы.
В своем творчестве Филипп Москвитин постоянно возвращается к образу патриарха Тихона. Картина "Прощание святителя Тихона с Америкой" посвящена миссионерской деятельности владыки в Северной Америке. Из жизнеописания святителя Тихона мы знаем, что за восемь лет его управления Алеутско-Аляскинской епархией были учреждены две викарии- Аляскинская и Бруклинская, открыты духовные семинарии, основан Свято-Троицкий монастырь, построен Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке, куда и была перенесена архиерейская кафедра из Сан-Франциско. Число приходов возросло с семнадцати до семидесяти пяти. В Чикаго, Бруклине, в больших и малых городах и селениях США и Канады открывались новые православные храмы, звучала все чаще русская речь.
На территории епархии насчитывалось четыреста тысяч православных верующих. Это были люди разных национальностей: русские и сербы, алеуты и эскимосы, греки и сирийцы, креолы и индейцы. Каждый год влыдыка отправлялся осматривать свою епархию. Его пастырские поездки мало походили на путешествия знатных особ. Целью его неутомимых трудов была просветительская деятельность. 5 мая 1905 года владыка был возведен в сан архиепископа Алеутского и Северо-Американского. При высокопреосвященном Тихоне в феврале 1907 года был созван Первый Собор Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке, который способствовал открытию школ и приходов, созиданию храмов. Но именно в это время, к великой скорби православных американцев, архиепископ Тихон был отозван в Россию.
На картине Москвитина святитель Тихон в момент прощания с алеутами изображен еще довольно молодым. На воде его ожидают гребцы на двух индейских лодках. Жители селения после совместной молитвы навсегда прощаются с владыкой. Их лица излучают свет радости о Христе. Чистая детская вера алеутов выражена в фигуре отрока, который заплакал во время прощания, архипастырь утешает его с мягкой улыбкой. Суровые скалы на дальнем плане предсказывают нелегкий дальний путь владыки. Художник отразил масштаб личности святителя Тихона, вместившего в себе миссионерскую деятельность, патриаршество, а затем- исповеднический подвиг.
В 2001 году Москвитин закончил картину "Перенесение мощей святителя Тихона, или Благовещение в Донском монастыре" (эскиз к ней был написан в 1995 году). Художник изобразил одно из событий современной церковной жизни - прославление патриарха Тихона. Личность святителя занимает особое место в сонме новомучеников Российских. День его памяти - праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в этот день, в 1925 году, он скончался. Мощи патриарха Тихона в 1992 г. обретены в Донском монастыре. По традиции в каждое Благовещение после праздничной службы Святейший Патриарх Алексий II возглавляет процессию перенесения мощей святителя Тихона из Малого Собора в Большой.
Праздник приходится на Великий пост; в этот день темные великопостные облачения сменяются светлыми богородичными. С торжественным пением "Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас" иерархи Русской Православной Церкви, духовенство несут раку с мощами святителя. Сотни людей съезжаются в этот день в Донской монастырь помолиться у раки святого, попросить помощи и заступления. Почти все фигуры духовенства узнаваемы. Рядом со Святейшим Патриархом мы видим архимандрита Кирилла (Павлова) с иконой святителя Тихона в руках. На первом плане - архимандрит Даниил, который в юные годы бывал на службах патриарха Тихона, благословлялся у него, участвовал в его погребении. Необычен серебристый колорит полотна. Влажный весенний воздух, легкая дымка окутывает дальний план, темнеют голые стволы и ветви деревьев, все пронизано мягким солнечным светом, сияют рипиды, блестит рака святителя, солнце отражается в парчовых одеждах духовенства. Ощущается приход весны, обновление жизни, приближение Пасхи.
Еще один церковно-исторический сюжет - "Явление святых благоверных князей Бориса и Глеба накануне Невской битвы". Эта сцена описана в житии св. благоверного князя Александра Невского. Не имея в готовности достаточного войска, св. князь Александр шел на шведов с малою дружиною. "Нас не много, но Бог не с многими, а с правыми", - сказал он.
Вот как говорится об этом в его житии: "Пелгусий, в крещении Филипп, муж благочестивый, удостоился видения. В ночь на 15 июля 1240 года перед битвой с войсками Биргера, он, находясь на страже, вдруг услышал шум от плывущей по воде лодки. Он думал, что это враги и стал зорче всматриваться. Гребцы были, как будто покрыты мглою. Видны были только витязи, стоящие на лодке. Светлые лица их кажутся известными: черты их, как и одежда, напоминают ему лики Бориса и Глеба! Вот слышит он, как старший говорит младшему: "Брат Глеб, прикажи грести: надобно помочь сроднику нашему Александру". Слух подтвердил то, что видели глаза, и Пелгусий с радостью пересказал благоверному. князю, что видел и слышал. Князь в этот же день напал на шведов. Битва была упорная. Она продолжалась с утра до вечера, но врага удалось одолеть.
Неприятели, разбитые на всех пунктах, потеряв храбрейших, не посмели остаться на поле битвы до утра: наполнив две ямы своими трупами и взяв знаменитых мертвецов на суда с собою, ночью поспешили удалиться с негостеприимных берегов. Победа на Неве навсегда оставила за Александром имя "Невского".
На этот сюжет Москвитин написал две картины. На одной - св. благоверные князья изображены ближе к зрителю, на другой - отдалены вглубь. Воин Пелгусий в первом варианте одет как крестьянин, во втором на нем кольчуга. Последняя картина выполнена для Свято-Троицкого Собора Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
Над какой картиной ни работал бы Филипп Москвитин, он всегда находит время для пейзажа. Работа с натуры вдохновляет художника. Здесь он ищет новые цветовые и световые решения, меняет технику мазка: Один и тот же пейзаж художник пишет при разном освещении, иногда меняя размеры и пропорции холста. Картина "Зимняя аллея в Аносино" написана в двух вариантах. Автора привлекла игра света и тени на снегу, необыкновенный отблеск солнечных лучей на стволах деревьев: мягко-оранжевый слева и сине-фиолетовые тени справа. Общее состояние безмятежного покоя и чистоты зимнего пейзажа напоминают нам о несуетности монашеской жизни за белыми монастырскими стенами.
В более раннем пейзаже с изображением этой аллеи летним июльским днем мы видим те же липы, одетые пышной листвой и игру света и тени на песке. Вдали виднеется недостроенная колокольня. Работая в течение нескольких лет в Борисоглебском монастыре, Москвитин не только спроектировал и написал иконостас для Троицкого храма, но в своих пейзажах запечатлел и этапы восстановления монастыря. В его окрестностях написан пейзаж "Река Истра ранней весной". Первая яркая зелень прибрежных ив и лугов, синяя глубь вешних вод переданы легко и импрессионистически, чувствуется свежесть весеннего воздуха, тепло солнечных лучей.
Крымские пейзажи - особая тема в творчестве живописца. Москвитин очарован Крымом. Один за другим появляются полные света пейзажи: "Вид из Воронцовского парка на Ай-Петри", "Камни Алупки", "Симеиз, Голубой залив", "Царский дворец в Ливадии", большое полотно "Вечер в Алупке". На вершине Ай-Петри догорают последние лучи заката. Берег и залив накрыла голубая тень. Бухта безлюдна. Скоро зажгутся огни и различимы могут быть лишь очертания склонов гор. Природа умиротворена, но покоя нет. Тревожно звучит синий цвет, тишина будто перед переменой состояния; простыми средствами достигается эмоциональная напряженность произведения. 
В 2004 году художник вернулся в эти места, чтобы продолжить работу над пейзажем. Им написаны "Купальня графини Воронцовой" "Камни в сумерках", "Деревья", "Космодамиановский монастырь". Пейзаж "Лебеди Воронцовского парка" -этот уголок парка выполнен как сказочный. Выходя по тропе к озеру, путник оказывается ослепленным красотой отражений склоненных над водой деревьев, листва которых представляет необыкновенную мозаику всех цветов от ярко красного до изумрудно-зеленого. В чистой, как кристалл, воде плывут лебеди. Один из них вздремнул, спрятав голову под крыло. Автор пишет этот пейзаж в несколько театральном стиле. Художник внимательно написал все оттенки листвы и ее отражения в воде, свет на коре дерева, замыкающего левую часть "сцены". Мы чувствуем хрупкость этого маленького островка чудесной красоты, но идиллия в один миг может быть разрушена: слишком изыскан и фантастичен тонко переданный образ лесного озера, созданного по прихоти графа - губернатора Крыма. 
На картине "Купальня графини Воронцовой".- камни, освещенные солнцем. Огромные валуны, о которые разбиваются морские волны, позволяли графине купаться в любую погоду. Но в этот закатный час волны нет. Легко скользит лодочка с двумя гребцами по розово-лиловой глади моря. Живописец любуется ритмом солнечных пятен и глубоких теней-отражения.
Во всех крымских пейзажах мы видим первозданную красоту природы как Божьего творенья. Пейзаж "После дождя" написан с террасы Воронцовского дворца. В нем все наполнено благоуханием летней природы. Мокрые пальмы, трава, блестящие от воды ступени написаны чистыми и звонкими красками. Сквозь дождевые нити пробивается солнце, ощущение света и радости передается зрителю.
Близка по настроению работа "Вид на часовню Космодамиановского монастыря". Монастырь был устроен в 1856 году по благословению святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Обитель находится высоко в горах,. попасть туда можно только в летнее время - с ноября по апрель дорога становится непроезжей. Целебный источник Космы и Дамиана с давних времен привлекает к себе богомольцев, паломников, страждущих. В древности сюда привозили больных. даже магометане. Сейчас от монастыря остались только руины, но сохранилась часовня на источнике и часть стены. Этот вид и запечатлел художник. Вертикальный холст подчеркивает тесноту этого уединенного места, в пейзаже почти нет неба,- взгляд везде упирается в вершины гор.
Филипп Москвитин - художник, развивающий традиции московской школы живописи, он не искал себя в дебрях авангарда и поп-арта. Традиции русской реалистической живописи не прерывалась, наряду с изучением стилей старых мастеров -это было надежной почвой для развития подлинного искусства. 
Вернемся к портретной живописи Москвитина.
В портретах художника интересует внутренний мир человека, его духовное устроение. Он внимательно изучал западно-европейский портрет XVI-XVII веков и русскую живопись ХIX-XX вв 
В семейном парном портрете Д.А. и О,В. Черневых, написанном на двух крупных полотнах в рост, нашла свое выражение красота и достоинство портретируемых, спокойная уверенность - при строгом колористическом и композиционном решении.
На двух портретах написана Татьяна Ивановна, -близкий семье Москвитиных человек, перенесший многие страдания, но не сломленный. На ее лице нет ни тени тоски или уныния,- она терпеливо и бодро смотрит вперед, как это свойственно людям с богатой духовной жизнью. На портрете с книгой - мягкая полуулыбка, внимательный и сосредоточенный взгляд на портрете с лорнетом. Красота увядания и духовности показаны художником через аскетичность облика и благообразие лица.
И все же собственный творческий путь Филиппа Москвитина - это путь к иконе. С каждым годом икона занимает все большее место среди его произведений.
Проектируя иконостасы Троицкого собора Борисоглебского монастыря, художник выполнил сразу несколько задач: вписать конструкции трех иконостасов в архитектурный памятник классицизма времен Императора Александра I; создать модели резьбы капителей и царских врат, соответствующие этому стилю; создать цельный образ храмового интерьера. Иконы Москвитин теперь выполняет в темперной технике, автор не делает списков-копий.. Опираясь на древнюю традицию иконописания он создает новые образы Спасителя, Богородицы, святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, святителя Филарета Московского, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, святителя Тихона, патриарха Всероссийского, святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Отказ от "фряжского" письма, возврат к канонам и технике древней иконописи, с использованием опыта современной живописи позволяют говорить о стремлении художника к создании своего стиля.
Пожелаем Филиппу Москвитину новых творческих успехов.